Если реально взглянуть на вещи, то перспективы сетевой чайной торговли остаются туманными. Этот сегмент уязвим из-за своей высокой чувствительности к кризисам. Все согласятся, что дорогой чай — не товар первой необходимости, да и создание сети возможно лишь при унификации и следовании единым стандартам. Владельцам нужно вкладывать в серьезную подготовку и обучение продавцов, стимулировать их материально, ведь реализация чая предполагает грамотную консультацию, эмоциональный посыл и неслабую эрудицию продавца. Пойти на это готовы далеко не все компании. Так, аналогичный подход приняла «Кофейная Кантата», за которой не всякий новичок сможет угнаться.

Элитарность чая и его недоступность – не синонимы. Ведь при усредненной цене в 100 рублей за 100 грамм каждый потребитель со средним уровнем доходов сможет позволить себе раз в месяц такую покупку. Получается, потребительская аудитория потенциально широка.

Розничную чайную торговлю представляют в основном небольшие торговые точки. Для многих предпринимателей это несерьезная, но приятная форма бизнеса, как бы хобби, дающее самозанятость. Потому что доходы таких магазинчиков остаются скромными. С трудом ежемесячный оборот чайного бутика в московском торговом центре может достигнуть 300–500 тысяч рублей. На данный момент наценка составляет в среднем 200–300%, упав по сравнению с 500%, которые царили на несколько лет раньше. Так случилось из-за ужесточения конкуренции. В большинстве своем конкуренция выросла с появлением большого количества интернет-магазинов, которые предлагают элитный чай «дешево». Но как и в вопросе с розничными магазинами, это скорее бизнес «для души», которым занимаются те, кто не имеет серьезных амбиций по созданию «империи» чайных магазинов.

Но и тут есть и исключения. Так, руководитель сети чайных бутиков «Этикетъ» Екатерина Шиянова, имеющая 10 магазинов в торговых центрах Москвы и Подмосковья), планирует создать крупную сеть, которая не будет ограничиваться пределами России. Екатерина раньше была телевизионным журналистом, а начинала чайный бизнес вместе с партнером, который потом из него вышел. По словам Екатерины, в открытие одного магазина вкладывается около миллиона рублей. Стиль бутиков «Этикетъ» — старорусский, а не восточный. Шиянова берет элитные сорта в Китае, Европе и в Москве у оптовых диллеров. Она также признает, что ситуация в бизнесе не блестящая, приходится тянуть некоторые точки буквально на грани убыточности. Но при удачном раскладе бутик окупается за полтора года, принося 400 тысяч рублей чистой прибыли за месяц.

Рецепты чая Чай с лимоном, розмарином и имбиремЧай «Пастораль»Летний чайЧай Фризленд